Область развития |
Основные черты |
Социально-эмоциональная сфера |
- Формирование самооценки (это позволяет вводить на занятиях элементы рефлексии, правда, со скидкой на то, что критически оценить себя у малышей получается ещё не очень хорошо, они не умеют признавать свои ошибки);
- активное развитие интереса к сверстникам, а также страстное желание быть принятыми ими;
- обогащение чувственной сферы (радость от общения с товарищами постепенно перерастает в привязанность);
- формирование таких качеств, как чуткость, доброта, умение дружить, а также активно развивается чувство долга.
|
Игровая активность |
- Стремление играть вместе, а не рядом, как раньше;
- постепенное формирование игрового коллектива — устойчивого объединения ребят.
|
Физическое развитие |
- Большая, по сравнению с младшим дошкольным возрастом, скоординированность движений;
- динамичное развитие моторики;
- появление ловкости, скорости в движениях;
- интенсивный рост мышц (из-за неравномерности этого процесса малыши быстро утомляются), но при этом ещё довольно мягкие кости скелета (силовые упражнения по этой причине исключены);
- изменение после четырёх лет брюшного типа дыхания на грудной;
- выработка дальнозоркости;
- образование сенсорного восприятия, то есть целостного отражения объектов действительности при непосредственном контакте с органами чувств, например, ребёнок видит предмет и воспринимает его в целом, отмечая цвет, форму, размер, текстуру.
|
Развитие сферы познания |
- Составление в сознании образа взрослого, который знает всё;
- формирование созидательного отношения к миру за счёт способности преобразовывать объекты, окружающие малыша (к примеру, ребёнок, увидев, что его любимая книжка порвалась, сам заклеивает её);
- появление стремления осуществлять самостоятельный умственный поиск (интеллект накапливает фактические знания о том, чего ребёнок никогда не видел, что вырабатывает в детях определённое отношение к этим объектам, например, животным, а это формирует чувства к ним — страх перед хищными животными, любовь к домашним);
- активное развитие желания всё знать, что сопровождается большим количеством вопросов «почему» («Почему идёт снег?», «Почему трава зелёная?» и т. п.);
- развитие способности воспринимать и познавать свойства объектов окружающей действительности (мерить предметы, накладывая один на другой, исследовать их форму и цвета при помощи сравнения с образцами, например, квадратом, кругом и пр.);
- получение представлений о категориях времени (частях суток, сезонах) и пространства (далеко, близко, верх, низ), а также о вкусе, запахе и текстуре;
- продолжение знакомства с базовыми геометрическими фигурами (кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником).
|
Развитие внимания |
- Развитие способности сосредотачивать внимание до 15–20 минут;
- развитие способности удерживать в памяти простые инструкции (например, порядок подготовки к занятию по рисованию: взять краски, кисточки, набрать воды в стаканчик, приготовить листы бумаги, тряпочку для того, чтобы вытирать руки).
|
Развитие памяти |
- Последовательный переход от произвольного припоминания (малыш припоминает картинку прошлого без деталей) к преднамеренному запоминанию (к примеру, какой набор игрушек нужен для игры «Дочки-матери»);
- развитие способности принимать задачу на запоминание (например, сделать поделку маме на день рождения).
|
Развитие мышления |
- Начало развития образного мышления, что позволяет вводить на занятиях схемы для выполнения несложных задач, например, построить изображение кубиками Никитина по схеме или пройти лабиринт и помочь девочке найти утерянный мячик;
- развитие способности предвосхищать результат взаимодействия с предметами (если играть со стеклянной вазой, она разобьётся);
- совершенствование навыка собирать картинки из фрагментов (в 4–5 лет малыши могут складывать изображение из четырёх элементов без опоры на образец);
- формирование навыка сравнивать предметы (малыши могут находить 2–3 отличия или сходства);
- развитие способности обобщать объекты по ряду признаков (мебель, овощи, фрукты, одежда и пр.).
|
Речевое развитие |
- Завершение освоения речи;
- улучшение дикции;
- активное использование речи в жизни;
- преимущественно «ситуативная речь», то есть та, что относится к происходящей в конкретный момент ситуации;
- расширение словарного запаса до 2000 слов;
- включение в описание 2–3 признаков предмета с элементами сравнения («мягкий, как пух»);
- появление в устной неподготовленной речи простых распространённых и сложных предложений;
- развитие умения рассказывать о мире вокруг в среднем в 25 словах (эта норма приближается к показателям детей старшей группы).
|
Творческо-эстетическое развитие |
- Появление произвольности и оригинальности творческой активности (малыши могут рисовать по собственным задумкам или придумывать сюжеты на заданную тематику, организовывать сюжетно-ролевые игры);
- развитие исполнительских способностей (дети могут «играть» эмоции, необходимые для сюжета игры);
- появление интереса к качеству своей деятельности (насколько ровно сложены блоки конструктора, чтобы конструкция собранного гаража не обвалилась);
- формирование предпочтений в той или иной области творчества (рисование, конструирование, лепка, театральная деятельность и т. д.).
|
Трудовое развитие |
- Инициативное выполнение знакомых действий (к примеру, сложить игрушки в коробку);
- развитие способности работать в парах, разделяя обязанности (например, один дежурный по группе раскладывает карандаши перед занятием по рисованию, а второй выдаёт каждому ребёнку по листу бумаги).
|